Исследование Фонда об утраченном месте погребения Ю.С. Нечаева-Мальцова и его семьи
Ю.С. Нечаев-Мальцов скончался 6 октября 1913 года в Петербурге, затем его тело было перевезено в Москву для погребения на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с его родителями согласно его желанию по завещанию. В 1930-е годы некрополь Новодевичьего монастыря был подвергнут «реконструкции», в результате которой из 2000 уцелело лишь около 100 надгробий. Все надгробия семьи Нечаевых утрачены. В 2021 годы мы провели исследование и нам удалось установить местонахождение утраченного семейного склепа Нечаевых.
В Госкаталоге Музейного фонда РФ мы нашли фотографию, на которой был изображен надгробный памятник Степана Дмитриевича Нечаева, отца Ю.С. Нечаева-Мальцова.
Мы отправили запрос в Государственный исторический музей, в котором хранится этот фото, и получили от них справку с описанием, как выглядели утраченные надгробия всей семьи Нечаевых.После этого мы отправились в Новодевичий монастырь на поиски.
Положение памятника на фото относительно сохранившегося здания с заднего плана позволило нам найти примерную точку, из которой был сделан снимок.
Монахиня Новодевичьего монастыря, которую мы попросили помочь нам с поиском ракурса, с которого было сделано фото, дала нам совет - искать все старинные снимки с кладбища Новодевичьего монастыря с еще не утраченными памятниками.
На Госкаталог.РФ мы “вручную” отсмотрели 2470 снимков и негативов. И нужные фотографии были найдены.
Анализ фотографий позволил установить примерное расположение места захоронения Нечаевых на территории Новодевичьего монастыря.
Одна из фотографий - вид некрополя Новодевичьего монастыря, на котором отчетливо видны надгробия Ю.С. Нечаева-Мальцова и его отца С.Д. Нечаева - подтвердила нахождение захоронений Нечаевых в установленной нами точке. Памятники Ю.С. Нечаева-Мальцова и С.Д.Нечаева по описаниям из книги регистрации могил выглядели одинаково - гранитные с крестом.
На двух других фотографиях - уже снесенное надгробие Степана Дмитриевича Нечаева.
В могильной книге Московского Новодевичьего монастыря за 1876-1918 гг. значится запись за 10 октября 1913 г.: «Погребено тело обергофмейстера Двора Его Императ. Величества потомствен. дворянина Георгия (Юрия) Степановича Нечаева-Мальцева 79 л. умерш. 6 окт. от острого катарал. воспал. легких. Отпет в Сергиевском всей артиллерии собора в С.Петербурге 8 октября 913 г.»
В книге регистрации могил Музея бывш. Новодевичьего монастыря № 1 за 1926 г. на II участке значатся следующие захоронения Мальцовых и Нечаевых: (выборочно):
№ 265. Степан Дмитриевич Нечаев (отец Ю.С. Нечаева-Мальцова). 1860 г. Памятник надставлен (?), гранитный с крестом (нет образа);
№ 266. София Сергеевна Нечаева-Мальцева (мать Ю.С. Нечаева-Мальцова). То же. На одном общем граните сером;
№ 272. Дмитрий Степанович Нечаев (старший брат Ю.С. Нечаева-Мальцова). 1911 г. Памятник гранитный серый, ограды нет;
№ 273. София Степановна Нечаева (сестра Ю.С. Нечаева-Мальцова). 1907 г. То же, сдвинут с места;
-на Л. 2806. - Анна Степановна Нечаева (сестра Ю.С. Нечаева-Мальцова). 1908 г. Памятник гранитный серый;
№ 275. Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. 1913 г. То же, сорван с места, крест наверху.
Выписка из газеты «Московский листок», 1913г.
О смерти и похоронах Ю.С. Нечаева-Мальцова
Кончина Ю. С. Нечаева- Мальцева
В Петербурге после тяжкой болезни скончался в преклонных летах обер-гофмейстер Двора Его Величества, строитель и крупнейший жертвователь на музей изящных искусств имени Императора Александра III, Юрий Степанович Нечаева-Мальцев.
Вчера в одном из зал музея была совершена панихида по усопшем. За богослужением присутствовали представители местной администрации и почитатели памяти усопшего.
Тело почившего будет привезено для погребения в Москву в Новодевичьем монастыре, в семейном склепе, находящемся у северо-западного угла главного Смоленского храма обители.
Перевезение тела Ю. С. Нечаева-Мальцева
Вчера утром с поездом Николаевской железной дороги было привезено в Москву тело обер-гофмейстера Юрия Степановича Нечаева-Мальцева, скончавшегося в Петербурге, 6 октября, на 80 году жизни.
Отпевание тела почившего было совершено в Петербурге, 8 октября в Сергиевском артиллерийском соборе.
Вчера, к 2 часам дня, на Николаевский вокзал прибыли: губернский предводитель дворянства А. Д. Самарин, уездные предводители дворянства и депутаты, администрация музея изящных искусств имени Императора Александра III, депутация от Нечаевской богадельни, служащие московской конторы и депутация от служащих и рабочих с фабрик и заводов почившего, знакомые, В.М. Васнецов, другие представители художественного мира и почитатели памяти почившего.
Траурный вагон с гробом усопшего был подан к платформе и открыт, а находившийся в глазетовом ящике металлический гроб с телом почившего был вынут и перенесен на платформу. Здесь духовенством из Новодевичьего монастыря и Нечаевской богадельни была совершена панихида, при пении хора А. К. Маркова.
По окончании панихиды металлический гроб, при пении “Святый Боже”, был перенесен с вокзала на погребальную колесницу с роскошным балдахином. На гроб были положены серебряные венки: от московского дворянства, от Императорского общества поощрения художеств, от владимирского губернского земства, от Мальцевского реального училища, от служащих московской конторы и рабочих на заводах.
Остальные 29 венков были размещены в траурных повозках.
В 3 часу дня погребальная процессия направилась с вокзала на Каланчевскую улицу к помещению конторы заводов усопшего, где была совершена лития, а отсюда проследовала в Новодевичий монастырь.
У здания музея изящных искусств имени Императора Александра III процессия остановилась. Духовенством была совершена лития и на гроб возложены роскошные венки от музея и служащих.
В 4 часа дня гроб привезли в новодевичий монастырь. После литии он был внесен в Успенскую церковь, где была совершена панихида соборным служением. За панихидой присутствовали: губернский предводитель дворянства А. Д. Самарин, попечитель учебного округа, тайный советник А. А. Тихомиров,ректор университета д.с.с. М. К. Любавский, В.М. Васнецов и масса депутаций от различных обществ и учреждений.
На гроб была возложена масса венков.
Погребение тела почившего состоится сегодня.
Похороны Ю. С. Нечаева-Мальцева
Вчера на кладбище Новодевичьего монастыря опустили в могилу тело почившего 6 октября обер-гофмейстера Юрия Степановича Нечаева-Мальцева.
В 10 час. утра в Успенской церкви монастыря были совершены заупокойная литургия и панихида преосвященным Трифоном, епископом дмитровским, с прибывшим из рязанской епархии настоятелем построенной почившим церкви в с. Березовка о. Сельцовым, священником Стефановской церкви при Мальцевской богадельне о. Шумовым и всем духовенством Новодевичьего монастыря. Хор монахинь с замечательным искусством исполнил духовно-музыкальные произведения Кастальского, Иеромонаха Виктора и других известных композиторов.
Обширных храм был роскошно декорирован тропическими растениями. Металлический гроб с телом почившего был закрыт покровом из золотого глазета и на него вчера были возложены следующие венки: серебряные:от заведующих производствами, от прядильно-ткацкой фабрики, от Императорского общества поощрения художеств, от Мальцовского ремесленного училища и владимирского губернского земства и металлические: от петербургского дворянства - “Почетному члену от Братолюбивого общества”, от Николаевской детской больницы, от ремесленного училища Цесаревича Николая, от служащих и <...> в Мальцевской богадельни, от московского университета, от меленковского дворянства, от владимирского дворянства, от крестьян села Березовки, Рязанской губернии, от окончивших курс в Мальцевском училище, от служащих и рабочих Гусевской бумаго-прядильной фабрики, хрустальных заводов: Гусевского и Уршельского, стекольных фабрик: Курловской, Новосельской и Тигодской, от музея изящных искусств имени Императора Александра III. Остальные венки были размещены вдоль стен храма.
В церкви находились: член Государственного совета, губернский предводитель А.Д. Самарин, генерал от кавалерии М. П. Степанов, генерал от инфантерии С.С. Бутурлин, российский посланник в Афинах егермейстер Е.П. Демидов, уездный предводитель дворянства П. А. Базилевский, егермейстер князь В. А. Голицын, заведующий московским отделением архива Двора д. с. с. Савелов, попечитель учебного округа тайный советник А. А. Тихомиров, тайный советник А. Н. Померанцев, директор архива министерства юстиции д. с. с. Д. В. Цветаев, ректор университета д.с.с. М. К. Любавский, князь С. М. Голицын, помощник градоначальника полковник В. Ф. Модль, депутация от различных обществ и благотворительных учреждений, где состоял членов почивший, В. М. Васнецов, д. с. с. П. Ф. фон-Штейн, графиня Игнатьева и другие родственники усопшего, депутация от служащих и рабочих с заводов усопшего и почитатели его памяти.
Перед началом панихиды преосвященный Трифон произнес глубокопрочувствованное слово, посвященное светлой памяти усопшего благотворителя. Епископ указал на массу благодеяний и благотворений, котоые сделал покойный за свою жизнь, помянув добрым словом его всегдашнюю готовность оказывать добро людям, его ревность к благолепию храмов Божьих и пригласил всех помолиться об упокоении души почившего.
В 1 час дня закончилось богослужение. При колокольном звоне гроб был вынесен из храма А. Д. Самариным и другими представителями дворянства; впереди гроба шли монахини и духовенство, с преосвященным Трифоном во главе. Процессия, сопровождаемая всеми лицами, бывшими в храме, направилась к могиле, приготовленной в склепе у западной паперти Смоленского собора. Преосвященный совершил литию, и при провозглашении протодиаконом Морозовым “вечной памяти” гроб был опущен в склеп.
На могильный холм была возложена большая часть венков, а остальные отданы на хранение в монастырь.